C какого возраста приучать ребёнка к горшку? Возраст, когда ребёнок в состоянии контролировать процесс испражнения, — от полутора до трёх лет, поэтому не стоит пытаться приучить малыша к горшку до года, это почти бесполезно. Только в полтора-два года малыш начинает понимать, что может контролировать позывы в туалет1. Именно поэтому случается, что полуторагодовалые дети довольно скоро начинают сами проситься на горшок.
Не торопите события, но и не откладывайте их в долгий ящик. Не ругайте малыша за неудачи и не настаивайте на ношении подгузников, если он от них отказывается, даже если есть опасность испачкаться. Довольно часто малыши сами демонстративно снимают подгузники, и на этом «младенчество» заканчивается.
Время, когда стоит приучить ребёнка ходить на горшок, тоже нужно выбирать с умом. Точно не стоит мучить малыша во время болезни, переезда с места на место и в прочих стрессовых ситуациях.
Не надо настаивать, если:
- у малыша режутся зубы, и он капризничает;
- он плохо себя чувствует;
- он в дурном настроении;
- он увлечён каким-то интересным делом.
Довольно часто малыши воспринимают горшок как игрушку. Вы должны зафиксировать данный момент и сыграть на опережение, развивая в ребёнке интерес. Приучение должно проходить постепенно, ни в коем случае не нужно сажать на горшок ребёнка насильно, иначе у него выработается подсознательный страх.
Существуют общепринятые критерии того, когда ребёнок готов начать ходить самостоятельно в туалет1:
- Ребёнок не боится, готов садится самостоятельно на горшок, пусть даже из интереса, пытается с горшком поиграть;
- Малыш научился садиться, стойко стоит на ногах, спокойно преодолевает комнатное расстояние;
- Ребёнку можно что-то объяснить, и он понимает, что от него хотят;
- Малыш в состоянии, звуками, мимикой или жестами, объяснить свою потребность;
- Система похвалы и поощрения уже работает, особенно на благо приучения к горшку;
- Малыш начинает высказывать своё недовольство при полных подгузниках.
Купите правильный горшок
Горшок должен быть удобен для вашего малыша. Ему должно быть комфортно сидеть, он не должен ёрзать или проваливаться. Самыми функциональными, как правило, оказываются самые простые пластиковые изделия: круглые — для девочек, а с перегородкой спереди — для мальчиков. Музыкальные или горшки сложной формы чаще всего не переходят из разряда игрушек в разряд функциональных вещей.
Горшок может быть яркого и привлекательного оттенка. Ребёнку понравится наличие спинки у горшка. Ноги должны твердо стоять на полу и быть под прямым углом, допустимо, если колени будут немного приподняты. Горшок должен устойчиво стоять на своем месте и выдержать ребёнка, решившего поиграть в капитана корабля.
Поставьте горшок там, где ребёнок может его увидеть
Если у малыша возникнет самостоятельное желание, он может вспомнить, что можно воспользоваться горшком. Или, наоборот, сам горшок напомнит малышу о важном процессе, который можно совершить с его помощью. В любом случае ребёнку будет полезно знать, где стоит горшок, так приучение пройдет проще. Главное, не меняйте его местоположение, это может вызвать у малыша смятение и расстройство.
Больше наблюдайте за ребёнкомПытаясь научить ребёнка ходить на горшок, вы непременно поймете, когда малыш хочет в туалет1. Он может притихнуть или уединиться; напрячься или начать тужиться; застыть в одной позе, будто ожидая чего-то.
Наблюдайте, но не слишком пристально. Стараясь приучить к горшку, не стоит слишком акцентировать внимание на самом процессе.
Используйте удобную и подходящую для быстрого переодевания одеждуВы должны легко раздевать-одевать ребёнка, а возможно и подмывать в случае необходимости. Удобно приучать ребёнка к горшку в летнее время, когда он легко одет. Либо предусмотрите этот момент в зимнее время.
Всё должно быть под рукой!Если приучаете к горшку ребёнка летом, постарайтесь гулять без подгузников, берите с собой запасную одежду, влажные салфетки. Ребёнок должен осознать, что сделать дело в горшок лучше, чем в штаны.
Никакого негатива!Ни в коем случае не заставляйте сидеть ребёнка на горшке, если он этого не хочет. Неважно, с какого возраста вы приучаете ребёнка к горшку. Если есть результат, обязательно похвалите ребёнка и порадуйтесь вместе с ним. Пусть ребёнок видит, что удачный процесс доставляет не только ему облегчение, но и вам радость.
И всё-таки — КАК?По сути — так же как вы учите ребёнка ходить или говорить — никак. Вроде бы никак... Вы же разговариваете с ребёнком, когда он произносит первые слова, и даёте ему руку, чтобы поддержать в момент первых шагов? Покажите ему горшок и постарайтесь объяснить, для чего он нужен. Не играйте в него! Дальше — подсказывайте, напоминайте, но не превращайте процесс в пытку, чтобы не получилось так, что ребёнок станет бояться горшка. Не заставляйте подолгу сидеть малыша на горшке и не высаживайте его строго по часам. Постарайтесь угадывать время, когда всё может получиться (например, после еды). И, конечно, радуйтесь успешному результату.