Как помочь ребёнку решить проблему запора, вызванного социальными или психологическими причинами?

Как помочь ребёнку решить проблему запора, вызванного социальными или психологическими причинами?

Как помочь ребёнку решить проблему запора, вызванного социальными или психологическими причинами?

По мере взросления ребёнка появляются новые причины возникновения запоров. Теперь помимо неправильного питания спровоцировать задержку стула могут и психологические факторы, связанные с изменением социального статуса маленького человечка1.

Общеизвестно, что очень многие дети стесняются ходить в туалет «по-большому» в общественных туалетах детских садов и школ. Они подавляют позывы, ожидая возвращения домой. Вынужденная задержка стула вызывает у ребёнка боли и спазмы в животе и, конечно, приводит к психогенному (психологическому, социальному) запору1-3.

Психологические причины запоров у детей

У новорождённых возникает физиологическая задержка стула4, в то время как у ребёнка двухлетнего возраста и старше может наблюдаться социальный запор3. У малышей от 2-х до 4-х лет довольно часто появляется боязнь сходить в туалет после болезненного очищения кишечника2. У малыша возникает психогенный запор, когда он начинает сдерживать позывы, и никакие уговоры в этой ситуации ему, скорее всего, не помогут5.

Причины психологического запора у ребёнка в 2 года и позже6,7:

  • Пережитый стресс или резкие потрясения. Это может быть переезд на новое место, рождение в семье братика или сестрёнки, длительная поездка. Если не обращать внимания на состояние малыша, стресс может стать хроническим.
  • Эмоциональная травма. Её малыш получает при разлуке с мамой, при попадании в больницу, при виде смерти близкого родственника и так далее.
  • Страх боли. Если у малыша постоянно возникает болезненный стул, он начинает бояться следующего акта опорожнения кишечника.
  • Чувство стыда. Взрослые часто ругают ребёнка за испачканное бельё, из-за чего он постоянно испытывает чувство вины.
  • Протест. Начиная с раннего возраста у малыша могут появляться сложности в отношениях с родителями. Он капризничает, не слушается, конфликтует, делает многое вопреки.

В результате начинаются проблемы с пищеварением, ребёнку становится больно ходить в туалет, появляется психологический запор. Малыш боится, что так теперь будет всегда. Поэтому он терпит до последнего и, конечно же, может сходить по-большому в штаны. Страх провоцирует новый психологический запор у ребёнка, так как он не понимает, почему ему больно. Это самая частая причина социального запора у ребёнка. И если не предложить малышу помощь, данная проблема со временем только усугубится5,8.

У некоторых детей страх не настолько сильный, поэтому со временем проходит сам по себе. Но у других малышей психологический запор переходит в хроническую форму, которая нередко приводит к нарушению работы пищеварительного тракта и даже возникновению ряда заболеваний и осложнений8,9.

Проблема требует долгой и терпеливой работы всех членов семьи. Необходимо начинать лечение даже при обычной задержке стула, особенно при наличии болезненной дефекации. Она должна стать такой же естественной привычкой, как приём пищи, сон, прогулки2.

Почему у ребёнка запор: факторы, приводящие к его формированию

Как только малыш получает негативный опыт похода в туалет, у него на психологическом уровне закрепляется связка «дефекация = боль, стыд, дискомфорт». Помимо перечисленных выше причин существует ряд дополнительных факторов, по которым у ребёнка появляется запор5,6:

  • насильственное приучение к горшку;
  • чрезмерная опека со стороны других членов семьи;
  • неприятные воспоминания, связанные с опорожнением кишечника;
  • насмешки и издёвки со стороны брата или сестры дома либо со стороны других детей в детском саду;
  • дискомфорт при посещении общественных туалетов;
  • принуждение со стороны взрослых делиться с другими детьми игрушками, книжками, едой.

Считается, что в первые три года жизни частота детского стула должна быть не менее 6 раз в неделю10. Симптомы психологического запора у ребёнка похожи на симптомы обычной физиологической задержки стула. К ним относятся11:

  • стул менее 2 раз в неделю;
  • натуживание;
  • твёрдый фрагментированный кал;
  • болезненное испражнение;
  • большое количество каловых масс в прямой кишке;
  • чувство неполного опорожнения;
  • боли и вздутие кишечника.

Взрослые часто не понимают природу детского запора, не обращают внимания на симптомы и снова совершают ошибки, которые изначально привели к социальному запору у ребёнка7.

Постоянные запоры у ребёнка: кто попадает в группу риска?

Родителям следует обращать внимание на постоянные запоры у ребёнка. В группу риска попадают следующие дети2,7,12:

  • не желающие садиться на горшок даже при постоянных уговорах;
  • отказывающиеся от похода в туалет в детском саду;
  • прячущиеся от родителей при попытке заставить их сходить в туалет;
  • испытывающие страх перед унитазом;
  • малыши, у которых наблюдаются сложности при обработке сенсорной информации: они боятся испачкаться, не хотят прикасаться к различным текстурам и так далее;
  • дети, которые ходят только в памперс.

Несвоевременная диагностика социального запора у ребёнка может усугубить его состояние, а при наличии сопутствующего заболевания даже навредить. Поэтому родителям обязательно нужно знать, как помочь ребёнку при запоре самостоятельно либо с привлечением психолога8.

Что делает психолог, если у ребёнка запор?

Как помочь ребёнку, у которого наблюдается психологический запор? Для начала психолог задаёт множество вопросов, которые на первый взгляд могут показаться странными. Таким способом специалист выявляет причины, с которых начался психологический запор у ребёнка. Он проводит беседы с родителями, чтобы составить общее представление о семье, её образе жизни, ценностях, других важных моментах, которые могли спровоцировать детский запор8.

Психолог помогает преодолевать эмоциональные и поведенческие трудности с помощью специальных методик. Он исследует психические параметры малыша, его отношение к людям и различным ситуациям. Специалисту важно получить положительную обратную связь, чтобы в итоге помочь малышу вылечиться, решить его проблему. Грамотная консультация поможет родителям закрепить результат в домашней обстановке8.

Как лечить психологический запор у ребёнка?

В ситуации, когда запор или задержка стула у ребёнка вызвана психологическими причинами, вам нужно, во-первых, обеспечить малышу мягкий безболезненный стул и, во-вторых, поддержать малыша. Вы можете помочь ему поверить в то, что поход в туалет пройдёт безболезненно13. Возможно, на некоторое время придётся отказаться от посещения сада. Прежде чем прибегнуть к лечению запоров у детей, начните с соблюдения следующих рекомендаций2,14-16:

  • Наладьте правильный рацион. Он должен содержать много овощей, включать свекольные супы и салаты, которые облегчат проблему запора. Откажитесь от сладостей и печенья. Кормите детей легкоусвояемыми продуктами, в которых есть нужное количество энергии. Такая пища обеспечит детский организм питательными веществами.
  • Давайте малышу напитки: подойдут тыквенный сок, компот из кураги и чернослива. Лучше всего их пить до еды или через полчаса после неё. При психологическом запоре у ребёнка используйте только однодневный кефир. Больше давайте пить простой воды.
  • Не усугубляйте проблему, не заостряйте на ней внимание малыша. Будьте тактичны. Не спрашивайте постоянно у него, хочет ли он в туалет. Если он боится или стесняется, то обязательно ответит «нет».
  • Играйте с ребёнком его игрушками в тематические игры. Проигрывание сюжета во время ролевых игр — очень эффективный способ решения многих психологических проблем у детей. Можно использовать игрушечные предметы туалетной комнаты и проецировать ситуацию на куклы и мягкие игрушки.
  • Не ругайте малыша и не показывайте ему, что вы расстроены. Вы только усугубите проблему. Ведите себя позитивно. С улыбкой меняйте грязные штанишки или давайте полезную еду.
  • Больше объясняйте, давайте полезную информацию в понятной и доступной форме. Рассказывайте детям о строении тела, о разных процессах, которые происходят в организме.
  • Рассказывайте тематические сказки. Придумывайте их сами или подберите на соответствующих сайтах.
  • Играйте с пластилином. Мните пластилин, лепите фигурки и катайте шарики вместе с малышом, пока он сидит на горшке. Это очень помогает общей релаксации, а также расслабляет сфинктер.
  • Предупредите взрослых (учителей и воспитателей, с которыми остаётся ребёнок) о существовании такой проблемы, а также о психологических причинах запора у вашего малыша. Не настаивайте, чтобы он обязательно ходил в туалет в детском учреждении.
  • Купите новый горшок. Возможно, ребёнок не воспринимает старый, поэтому дайте ему возможность поучаствовать в выборе горшка вместе с вами. Либо замените горшок накладкой на унитаз и сделайте смыв воды в нём весёлым ритуалом.

Многие родители задают вопрос, что дать ребёнку от запора, если диета и физическая активность не приносят результатов. Для лечения запоров у детей можете попробовать мягкое слабительное Дюфалак®.

Дюфалак® обладает двойным действием17:

  1. Мягко очищает кишечник.
  2. Нормализует его микрофлору за счёт пребиотического действия.

Таким образом, Дюфалак® не просто разово очищает кишечник, а восстанавливает его правильную работу и нормализует регулярный стул на длительное время17,18.

Дополнительные преимущества Дюфалак®:

  • обладает высоким профилем безопасности и минимальным риском возникновения аллергических реакций, поскольку содержит только лактулозу и очищенную воду17;
  • разрешён детям с рождения, беременным и кормящим мамам17;
  • не вызывает привыкания*, поэтому его можно принимать без ограничений по длительности18,19.

Важно не демонстрировать сыну или дочери, что вы расстроены из-за этой проблемы. Для формирования у малыша чувства безопасности необходимо сохранять здоровый эмоциональный фон. Не спрашивайте постоянно, хочет ли ребёнок в туалет. Лучше объясните ему, что он делает нужное и полезное дело, и обязательно похвалите за результат. Будьте тактичны, терпеливы, веселы, покажите малышу, что поход в туалет – это вовсе не сложный, а совершенно естественный процесс.

Как вернуть голос и вылечить хронический ларингит

Благодаря двойному действию, Дюфалак® не просто разово устраняет запор, а восстанавливает правильную работу кишечника и обеспечивает длительный эффект в нормализации стула1,2.

Дюфалак
иконка для привлечения внимания
Механизм действия
  • Двойное действие Дюфалак®1:

    1. Мягко очищает кишечник;
    2.Восстанавливает баланс его микрофлоры за счет пребиотического эффекта

  • Обеспечивает естественный и физиологичный стул1
  • При приеме Дюфалак® кишечник не перестает работать самостоятельно1,3
иконка для привлечения внимания
Профиль безопасности
  • Разрешен детям с 0 лет, а также беременным и кормящим женщинам1
  • Можно принимать без ограничений по длительности, не раздражает кишечник1,3,4.
  • Низкий риск развития аллергических реакций1.
иконка для привлечения внимания
Удобство1
  • Прием 1 раз в день
  • Подходит для всей семьи
  • Разнообразие форм выпуска, в том числе в виде одноразовых пакетиков с готовым сиропом.
Дюфалак

Соавтор статей, редактор -Шимбарецкий Георгий Алексеевич.