Как приучить ребенка к горшку

Как приучить ребенка к горшку

Процесс приучения к горшку — это важный этап не только взросления ребенка, но и формирования его отношений с родителями. Из статьи вы узнаете, когда и с чего начинать приучение, как это правильно сделать с помощью инструкции, о частых ошибках родителей и о том, как помочь малышу, если у него возникли проблемы в процессе.

Когда начинать приучать ребенка к горшку

В прежние времена было распространено мнение о методе раннего приучения, когда ребенка начинали высаживать на горшок, как только он приобретал способность самостоятельно сидеть. Сейчас как российские, так и зарубежные педиатры единодушны в том, что этот метод не работает, так как основан не на обучении, а на выработке условного рефлекса. Младенец не учится проситься в туалет, не он контролирует свои позывы, а родители сами угадывают «язык тела» малыша перед мочеиспусканием или дефекацией и стараются успеть снять подгузник и посадить на горшок. Условный рефлекс имеет непостоянный характер, он легко утрачивается при любом детском стрессе. Помимо этого у малыша могут сформироваться негативные реакции, так как попытка обучения связана с давлением со стороны родителя. В будущем это может привести к запорам, недержанию мочи, заиканию, нервным тикам1.

Чтобы приучение стало возможным, ребенок должен для него созреть, то есть стать способным произвольно контролировать процесс дефекации. Ребенок первых месяцев жизни рефлекторно опорожняет кишечник примерно после каждого кормления. Физиологически анальный сфинктер становится зрелым к 1,5-2 годам. Это приблизительный срок, поскольку каждый ребенок индивидуален, как и темпы его развития. Важно, чтобы малыш понимал родительские инструкции и хотел им следовать. В любом случае не рекомендуется начинать процесс приучения к горшку ранее возраста 18 месяцев1.

В период приучения к горшку увеличивается риск развития функционального запора2. Препаратом выбора по лечению запора у детей любого возраста является Дюфалак® — слабительное, не вызывающее привыкания* и синдрома отмены3-5 .

Препарат обладает двойным действием6:

  • мягко и комфортно очищает кишечник,
  • нормализует его микрофлору за счет пребиотического эффекта.

Он обеспечивает мягкий стул со 2-го дня, обеспечивая правильную работу кишечника и длительный эффект нормализации стула (до 4 месяцев)6-8.

Дюфалак® можно принимать начиная с 0 лет и без ограничения по длительности, он имеет высокий профиль безопасности и низкий риск развития аллергии. Его удобно принимать — достаточного одного раза в день, можно добавлять в детскую смесь, йогурт или кашу6.

Как понять, что ребенок готов осваивать горшок

В первую очередь ребенка нужно приучить пользоваться горшком «по-большому» в дневное время. Это связано с тем, что контроль над кишечником достигается быстрее, чем над мочевым пузырем. Также контролировать физиологические отправления днем ребенок учится на несколько недель или даже месяцев раньше, чем ночью.

Формирование контроля идет поэтапно, причем мальчики и девочки проходят стадии в разном возрасте. Выделяют 3 стадии контроля1:

  • ранняя. Ребенок подает сигнал, что хочет в туалет, и сразу приступает к действию. У девочек это отмечается к возрасту 12-18 месяцев, у мальчиков — 18-30 месяцев;
  • средняя. Способность к произвольному удержанию мочи и кала в течение 1-5 минут. Девочки способны так делать к возрасту 18-24 месяца, мальчики — к 30-40 месяцам;
  • поздняя. Малыш не пачкает белье весь день. Характерна для девочек, достигших возраста 2,5-3,5 года, и мальчиков в 3,5-5 лет.

Физиологическими признаками готовности к высаживанию на горшок являются следующие1:

  • малыш просыпается после дневного сна с сухим подгузником;
  • устанавливается стабильный режим дефекации — как правило, по утрам;
  • ребенок способен ощущать позывы к дефекации или мочеиспусканию и сообщать об этом.

Психологические признаки готовности1:

  • знание и понимание слов — сигналов о физиологических желаниях;
  • ребенку не нравится ходить в мокрой одежде или грязном подгузнике;
  • малыш понимает, что с ним происходит, о чем свидетельствует выражение его лица, кряхтение или приседание при мочеиспускании или дефекации;
  • ребенок интересуется туалетной комнатой и процессами, происходящими там;
  • желание самостоятельно снимать подгузник, колготки и трусики.

Как только ребенок демонстрирует не менее пяти-шести признаков физической и эмоциональной готовности, родителям следует приступать к процессу туалетного обучения.

С чего начать приучение к горшку

Начинать приучение лучше со знакомства с горшком. Сам горшок должен быть прежде всего функциональным1:

  • с сиденьем, повторяющим анатомические изгибы;
  • с удобной спинкой;
  • иметь такой размер, чтобы в положении сидя бедра ребенка были близко к животу;
  • обладать устойчивостью — малыш на нем должен чувствовать себя уверенно и комфортно.

Не стоит покупать горшки-игрушки (например, в виде паровозиков, легковых автомобилей с рулем). Они будут отвлекать внимание, не способствуя акту. Также лишними будут музыкальные горшки. Акт дефекации — серьезный момент, не предполагающий совмещения с игрой. Также не надо развлекать ребенка с привлечением всех членов семьи, читать сказки, петь песни. Малыш при желании может поиграть с игрушкой, однако он не должен забывать, для чего его посадили на горшок1.

Для горшка нужно найти место — в углу комнаты или в ванной, он должен быть доступен в любое время. Ребенку нужно объяснить, для чего используется этот предмет, показать действиями или посадить на горшок любимую игрушку (куклу, зверя).

Перед высаживанием следует согреть горшок теплой водой. Холодное посадочное место может надолго испортить отношение ребенка к горшку. При правильном вырабатывании гигиенических навыков малыш вскоре сам поймет, что нужно делать1.

Некоторые дети хотят сразу ходить на унитаз. Если ребенок начинает пользоваться унитазом, нужен детский стульчак и подставка под ноги. Подставка служит для придания физиологической позы для дефекации. За счет нее ноги приподнимаются немного вверх, ребенок наклоняется вперед, при этом угол между телом и бедрами должен составлять около 30-45 градусов, руками нужно обхватить колени. Следует проследить за тем, чтобы вся стопа обязательно опиралась на подставку1.

В таком положении выпрямляются естественные изгибы конечного отдела толстой кишки, анальный канал открывается, более активно сокращаются мышцы брюшного пресса и таза, следовательно, эффективнее идет дефекация.

Нередко родители беспокоятся о том, что ребенку будет неудобно. Однако если родитель будет помогать малышу, удерживать его в нужном положении тела, тужиться вместе с ним, то трудностей не возникает1.

Инструкция по приучению к горшку

В норме после завтрака при попадании пищи в желудок в ободочной кишке возникает позыв на опорожнение. Поэтому ребенка нужно начинать высаживать на горшок в ежеутреннее время, в 7-9 часов, через 5-10 минут после завтрака1.

Инструкция по приучению к горшку:

  1. Установление связи между горшком и актом дефекации.

Следует попытаться каждый день сажать ребенка на горшок на короткое время: сначала одетым, потом без подгузника. Также посидеть на горшке нужно предлагать после того, как малыш пописал или покакал в подгузник. Можно поместить загрязненный подгузник в горшок, чтобы продемонстрировать назначение последнего.

  1. Закрепление ассоциаций.

Как только ребенок поймет, для чего нужен горшок, ощутит, что ему удобно на нем сидеть, связь нужно обязательно закрепить. Для этого малыша можно подводить к горшку несколько раз в день, предлагая ему посидеть на нем несколько минут без подгузника.

  1. Выработка режима.

С этой целью следует предлагать воспользоваться горшком каждый раз, когда ребенок захочет в туалет. Подгузник надевать уже не нужно. Первое время родителю необходимо сопровождать ребенка, а затем малыш переходит к самостоятельному пользованию горшком. Можно сажать его на горшок в то время, когда дефекация наиболее вероятна — не только после утреннего, но и после других основных и промежуточных приемов пищи, а также перед дневным и ночным сном.

  1. Похвала и поощрение.

Для поддержания мотивации важно постоянно хвалить ребенка, это крайне важно для достижения результата. Например, можно установить «доску почета», к которой ребенок приклеивал бы золотую звездочку при каждом успешном пользовании горшком. Такая тактика укрепляет у ребенка чувство гордости и уверенности в себе на всех этапах приучения.

При помощи этой инструкции можно приучить малыша к горшку за несколько недель1.

Ошибки родителей в процессе приучения к горшку

Даже после привыкания к горшку ребенок время от времени будет «ходить в штаны». В том, что ребенок не добрался до горшка, никакого «криминала» нет, поскольку в полной мере контролировать физиологические отправления малыш будет готов только к 2-3 годам1.

Если случилась неожиданность, нужно отнестись к этому спокойно и во время уборки подбодрить ребенка. Нельзя ругать, наказывать, а тем более бить малыша за «промахи», которые неизбежны на начальном этапе. Также не нужно надевать испачканный подгузник обратно. Излишняя строгость только осложнит обучение, а сам горшок будет вызывать у ребенка неприятные переживания и эмоции, что может привести к отказу им пользоваться.

Сложнее всего добиться использования горшка в самый первый раз. Чтобы достичь успеха, можно применить следующие приемы1:

  • открыть водопроводный кран. Звук льющейся воды может вызвать рефлекс мочеиспускания;
  • попросить ребенка продемонстрировать, как нужно ходить на горшок, игрушке или родителю;
  • сочинить сказку про любимого сказочного героя, который тоже ходит на горшок.

Если процесс высаживания сопровождается истериками, криками с одной или, что чаще, с обеих сторон, это верный признак того, что обучение следует отложить минимум на 2 недели, а лучше на 1-2 месяца. Не нужно думать, что достаточно один раз провести туалетный тренинг и малыш все запомнит. Даже взрослому зачастую приходится объяснять новую информацию дважды. Родители должны набраться терпения, спокойно повторять объяснения снова и снова, проигрывать в ролевых играх сложную ситуацию, постепенно оттачивая «горшечное мастерство»1.

Ошибкой является приучение к горшку в условиях стресса. В этом случае его также лучше отложить. Стресс у ребенка могут вызывать1:

  • недавно перенесенное заболевание,
  • смена места жительства или подготовка к переезду,
  • беременность матери или появление в семье новорожденного,
  • болезнь члена семьи или его недавняя утрата,
  • кризис во взаимоотношениях родителей.

Чем помочь малышу, если есть проблемы

Проблемы с приучением к горшку могут приводить к тому, что ребенок начинает произвольно задерживать стул, откладывать дефекацию. Стресс является причиной запоров у детей в 90% случаев2. Из-за длительной задержки стула вода из каловых масс обратно всасывается кишечной стенкой, фекалии уплотняются, травмируют нежную слизистую кишечника во время опорожнения, возникает резкая боль. Ребенок помнит о боли, поэтому следующую дефекацию он пытается отсрочить из-за страха вновь испытать неприятные ощущения. Важно разорвать этот «порочный круг» при помощи эффективного и, что немаловажно, безопасного для малыша слабительного, которое делает процесс опорожнения кишечника легким и безболезненным. Чтобы наладить стул у малыша, оптимальным слабительным является Дюфалак®4.

В дополнение к приему препарата ребенка рекомендуется успокоить. Расслабляющее действие перед дефекацией может оказать сидячая теплая ванночка. С течением времени ребенок поймет, что боли уже нет, и будет ходить на горшок спокойно1.

После дефекации обязательна гигиена анальной области — ее следует подмыть проточной водой, аккуратно промокнуть кожу вокруг ануса салфеткой или полотенцем1.

Как вернуть голос и вылечить хронический ларингит

Благодаря двойному действию, Дюфалак® не просто разово устраняет запор, а восстанавливает правильную работу кишечника и обеспечивает длительный эффект в нормализации стула1,2.

Дюфалак
иконка для привлечения внимания
Двойной механизм
действия
  • Мягко очищает кишечник без резких позывов, спазмов и натуживания
  • Восстанавливает баланс его микрофлоры за счёт пребиотического эффекта
  • Обеспечивает естественный и физиологичный стул1
иконка для привлечения внимания
Высокий профиль
безопасности
  • Разрешён детям с 0 лет, а также беременным и кормящим женщинам, людям с сахарным диабетом1
  • Можно принимать без ограничения по длительности1,3
  • Не вызывает привыкания*
  • Минимальный риск развития аллергических реакций1
иконка для привлечения внимания
Удобен
в применении1
  • Приём 1 раз в день
  • Подходит для всей семьи: взрослым, детям 0+, беременным и кормящим женщинам, старшему поколению
  • Разнообразие форм выпуска, в том числе в виде одноразовых пакетиков с готовым сиропом
Дюфалак

Статья написана при участии экспертов Abbott